Вы здесь

Упрощенная система ведения учета

Бухучет. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства                                   

Вопрос: Наша организация является субъектом малого предпринимательства, подлежит обязательному аудиту, так как выполняет функции застройщика. Федеральным законом от 04.11.2014г № 344-ФЗ внесены поправки в законодательство о бухгалтерском учете. Ранее мы как малое предприятие могли не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, в том числе не создавать резервов на оплату отпусков, исправлять в бухучете любые ошибки, как несущественные, отражать изменения перспективно и имели другие льготы. Прошу дать разъяснения какие льготы имеет наше ООО в части применения ПБУ, в связи  изменениями законодательства?

 Ответ: Согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (п. 1 ст. 2 Закона N 214-ФЗ).

В п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 20 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Таким образом, отчетность застройщиков независимо от их организационно-правовой формы подлежит обязательному аудиту.

Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ сужен круг организаций, имеющих право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Согласно ч. 5 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют экономические субъекты, в частности, организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.

Основы упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства  (далее СМП) обобщены Минфином в Информации N ПЗ-3/2012, для наглядности представлены в табличном виде.

Норма бухгалтерского учета

Основание для применения

При организации бухгалтерского учета СМП должен исходить из требования рациональности, то есть его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации

Пункт 6 ПБУ 1/2008

При формировании учетной политики микропредприятие вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи)

Пункт 6.1 ПБУ 1/2008

Для ведения бухгалтерского учета СМП может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов

Пункт 6 ПБУ 1/2008, Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н

Для систематизации и накопления информации СМП может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества

Разделы 4.1, 4.2 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н

СМП может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов

Пункт 19 ПБУ 1/2008, п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99

СМП может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008

Пункт 2.1 ПБУ 2/2008

СМП может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета

Пункт 15 ПБУ 6/01

СМП может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета

Пункт 17 ПБУ 14/2007

СМП может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете

Пункт 22 ПБУ 14/2007

СМП   вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом СМП может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен

Пункт 6 ПБУ 1/2008, п. 19 ПБУ 19/02

СМП  может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)

Пункт 3 ПБУ 8/2010

СМП может принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности

Пункт 9 ПБУ 10/99

СМП  вправе признавать все расходы по займам прочими расходами

Пункт 7 ПБУ 15/2008

СМП может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности СМП могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты

Пункт 2 ПБУ 18/02

СМП рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):

а) ввести в штат должность бухгалтера;

б) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту; в) вести бухгалтерский учет лично руководителем

Часть 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, п. 7 Положения по ведению бухучета и бухотчетности

В случае если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета

Часть 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете

Вывод:

Ваша организация в части применения ПБУ в связи  изменениями законодательства не может применять вышеназванные упрощения в учете.