Вы здесь

Расходы будущих периодов

Бухучет. Налоги. Списание расходов будущих периодов.

Вопрос:

«Купили  готовый бизнес в 2014г., при передаче баланса обнаружили счет 97, на котором отражена начисленная зарплата и налоги по заработной плате. Фирма деятельность не вела, зато исправно брала займы и выплачивала сотрудникам зарплату и налоги, расходы относили на 97 счет, чтобы к ним не возникали вопросы со стороны налоговых органов. Как теперь закрыть этот счет, ведь он отменен с 2011 года. Сумма не маленькая, накапливалась в течении 3-х лет.»

Ответ:

В налоговом учете отсутствует понятие "расходы будущих периодов", нет его и в международных стандартах финансовой отчетности, а также в Законе N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако такие траты рассматриваются в двух ПБУ: 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" и 14/2007 "Учет нематериальных активов". В других документах, в том числе и в ПБУ 10/99 "Расходы организации", о расходах будущих периодов не сказано ни слова. При этом счета 97 "Расходы будущих периодов" и 98 "Доходы будущих периодов" продолжают использоваться по своему прямому назначению.

Расходы будущих периодов - это траты, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущему. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности с 1 января 2011 г. перечень расходов, учитываемых в будущем, был сокращен. Они теперь упоминаются только в абз. 2 п. 39 ПБУ 14/2007 и п. 16 ПБУ 2/2008.

В соответствии с требованиями российского учета:

- в будущем могут учитываться платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа. Они отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия контракта.

- Затраты по договорам строительного подряда учитываются как расходы на производство, а вот затраты, понесенные в связи с предстоящими работами, - как расходы будущих периодов. В последнем случае по мере признания выручки затраты списываются для определения финансового результата отчетного периода.

В балансе ООО «Торговый дом» на 97 счете отражены затраты на оплату работы персонала и налоги с заработной платы.

Так как эти суммы актива не образуют, то их надо отражать как расходы (счета 20,23, 25, 26…) в зависимости от видов расходов и видов деятельности предприятия.

Списать в 2015 г. затраты, произведенные и накопленные за предыдущие 3 года, в налоговом учете нельзя. Расходы должны учитываться в том периоде, в котором они были произведены (п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому в рассматриваемой ситуации организация должна была учитывать все произведенные расходы  на счетах учета затрат (расходов) в периоде их возникновения, то есть в 2013-2014 г. и т.д., как в налоговом, так и в бухгалтерско-налоговом учете.

Следовательно, необходимо подать уточненные декларации по налогу на прибыль за указанные периоды (необходимо учесть, что декларации возможно уточнить только за предыдущие 3 налоговых периода).

Статьей 283 НК РФ предусмотрен перенос убытков на будущее. То есть налогоплательщик, ранее получивший убыток и заявивший его в декларации, вправе уменьшить на его сумму налоговую базу текущего налогового периода.

 «Статья 283 гл. 25 НК РФ. Перенос убытков на будущее.

1. Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и статьями 264.1, 268.1, 274, 275.1, 275.2, 278.1, 278.2, 280 и 304 настоящего Кодекса.

2. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом положений абзаца второго настоящего пункта……

3. Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.

4. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.»

В случае отсутствия документов, подтверждающих понесенные в прошлых периодах убытки, расходы  придется списывать, не учитывая их при налогообложении.

В бухгалтерском учете их можно списать в текущем году как убытки прошлых лет, выявленные в текущем году.