Вы здесь

Ликвидация предприятия

Бухучет, налоги. Ликвидация предприятия 

Вопрос: Вправе ли ИФНС требовать пояснения по бухгалтерской отчетности у бывшего главного бухгалтера ликвидированной организации?

Внесена запись в ЕГРЮЛ от 05.02.2015 г. о ликвидации предприятия.

Главный бухгалтер была уволена в декабре 2014 г.

Перед сдачей годовой отчетности, от  ФНС была получена справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Годовую бухгалтерскую отчетность сдавал в ФНС представитель организации по договору 02.02.2015 г.

Требования от 02.02.2015 г. и от 13.02.2015г. высланные ФНС (о внесении изменений или пояснений в декларацию по прибыли за 2014 г. и годовую бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и во все приложения по бухгалтерской отчетности за 2014 г.))-- были получены 17.02.2015 г. фактически после ликвидации организации. 

ФНС просит предоставить письмо с пояснениями за подписью руководителя и главного бухгалтера. Так как организация ликвидирована, пояснения будут подписывать бывший руководитель и бывший главный бухгалтер как физические лица?

На мой отказ о предоставлении пояснений, ФНС предупреждает, что руководитель и главный бухгалтер несут административную ответственность еще в течении трех лет после ликвидации предприятия и за неявку обещают сделать принудительный привод в ФНС через полицию.

Так ли это, если нет, то чем можно мотивировать отказ о предоставлении документов?

 Ответ: Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Согласно частям 1 и 4 статьи 17 указанного Федерального закона отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Учитывая изложенное, у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в составе документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в регистрирующий орган представляется ликвидационный баланс.

Таким образом, ликвидационный баланс входит в комплект документов, на основании которых регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации организации.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения не соответствует действительности и не отражает реального имущественного положения ликвидируемой организации.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ представление такого ликвидационного баланса равносильно его непредставлению в регистрирующий орган, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 4407/14). Отметим, что ранее Президиум ВАС РФ уже высказывал аналогичную точку зрения (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11).

Ввиду того, что обществу не было отказано в государственной регистрации ликвидации, следовательно, заинтересованное лицо может обратиться в суд с иском о признании в судебном порядке недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации (ст. ст. 25.1, 25.2 Федерального закона N 129-ФЗ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налогов и сборов прекращается в связи с ликвидацией юридического лица после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ (пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).

В случае ликвидации организации до конца календарного года последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Таким образом, после внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации никаких налоговых проверок в отношении юридического лица не проводится.

Пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Учитывая изложенное, после внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица (Письмо ФНС России от 13.09.12г. №АС-4-2/15309@).

Вывод: Все пояснения и проверки налоговые органы должны были истребовать до ликвидации юридического лица. После внесения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации, налоговые органы не могут проводить проверку.

Раздел: